Доставка для магазина
первые шаги

Открыли магазин и планируете отправлять заказы по всей России, а как организовать доставку еще не знаете, тогда ответы на 10 вопросов о доставке, которые чаще всего задают новички, помогут немного во всем этом разобраться.
1. Какими службами доставки отправлять заказы?
Если товары небольшие, и у вас нет опыта работы со службами доставки, тогда для начала лучше выбрать только одну курьерскую службу (СДЭК, boxberry и т.д.) и обычную почту.

Также можно рассмотреть доставку в постаматы – это автоматизированные терминалы выдачи заказов, устанавливаются в торговых центрах и магазинах (удобно для покупателей, нет очередей).

А если в магазине есть крупные товары, тогда потребуется использовать транспортные компании (ПЭК, Энергия и т.д.).

При доставке внутри своего города/области можно использовать местные курьерские компании (по цене и качеству бывают лучше крупных игроков). А если город небольшой и заказов еще мало, тогда на первое время можно осуществлять курьерскую доставку своими силами.

Если планируете отправлять грузы за рубеж, тогда для стран Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) оптимально использовать курьерские компании (СДЭК, DPD, boxberry) – по стоимости такая доставка сопоставима с доставкой внутри России. А во все остальные страны можно отправлять заказы обычной международной почтой.
2. Можно отправлять заказы как частное лицо?
Зависит от конкретной службы доставки и условий сотрудничества. Например, через курьерские компании (СДЭК, DPD и т.д.) можно отправлять посылки, как частное лицо, но только по стандартным тарифам. А службы доставки, специализирующиеся на интернет-магазинах, работают только с организациями и ИП.

И всегда есть почта – она изначально ориентирована на работу с частными лицами, поэтому можно без проблем отправлять посылки, в том числе с наложенным платежом.
3. Нужно заключать договора со службами доставки?
Договор дает ряд преимуществ: обычно это более дешевые тарифы (бывает в несколько раз ниже стандартных), и возможность использовать дополнительные опции (например, оплата за заказ при получении, примерка, частичный возврат и т.д.).

Но для работы с большинством служб доставки договор не нужен, поэтому можно начать отправлять заказы, посмотреть на весь процесс поближе, а уже потом принимать решение по заключению договора.

Для заключения договора ваш магазин должен быть официально оформлен (ООО, АО, ИП и т.д.).
4. Как служба доставки будет забирать у нас заказы?
Есть две основные схемы:
1. Самостоятельно отвезти заказы на склад службы доставки.
2. Вызвать курьера, который приедет и все заберет.

Первый вариант обычно дешевле (не нужно платить за вызов курьера), второй проще (не нужно никуда ехать).

Но многое зависит от выбранной службы доставки, местонахождения склада, количества отправлений, времени сдачи, и т.д. Например, склад службы доставки может находиться в другом конце города, а курьер может приезжать в неудобное для вас время, поэтому только после реальных отправок получится определить, какая схема подойдет лучше.
5. В каком виде мы передаем заказы в службу доставки?
Каждый заказ должен быть упакован в фирменный пластиковый пакет службы доставки (предоставляются бесплатно) или в коробку из гофрированного картона, обклеенную скотчем (приобретаются отдельно). Также допускается отправка в фирменной заводской упаковке товара, если она соответствует требованиям службы доставки.

Пакеты и коробки можно взять заранее в офисе службы доставки, или попросить курьера, который приезжает за заказами. Только упаковочные материалы не всегда есть в наличии (или может не оказаться подходящего размера), поэтому рекомендуется решить данный вопрос заранее (например, найти стороннего поставщика картонных коробок).

Необходимо учитывать, что в процессе доставки посылку могут уронить (и не раз!!!), поэтому упаковка должна обеспечить сохранность товара. Если это что-то хрупкое, тогда желательно использовать амортизирующий наполнитель (например, пузырчатая пленка, пенопластовые шарики или обычный гофрированный картон, сложенный "гармошкой" или в несколько слоев).

Также к каждому заказу полагается сопроводительный документ - в самом простом варианте это ярлык или бланк, где указаны данные отправителя, получателя, выбранный тариф, параметры груза и т.д. Распечатать такой документ можно на сайте службы доставки, или заполнить вручную фирменный бланк службы доставки.
6. Как получить деньги, если покупатель не оплатил заказ на сайте?
Такую услугу предоставляют многие службы доставки – называется она "оплата за заказ при получении" или "наложенный платеж". Т.е. покупатель оформляет заказ (при этом ничего не платит), магазин отправляет товары за свой счет, а в момент вручения служба доставки берет с покупателя оплату за заказ (полученные деньги служба доставки пересылает обратно магазину).

За свои услуги по получению денег с покупателя и пересылке их магазину, служба доставки берет процент от всей суммы заказа, поэтому доставка с наложенным платежом всегда стоит дороже. Также необходимо учитывать, что после отправки заказа магазин остается и без товара, и без денег (пока служба доставки не возьмет деньги с получателя и не переведет их на счет магазина) - длится это может от нескольких дней до нескольких недель (бывает месяцев).

Поэтому и с позиции магазина, и с позиции покупателя наложенный платеж не выгоден, но в России исторически сложилось, что покупатели предпочитают именно оплату при получении и готовы за это переплачивать, поэтому магазины вынуждены предоставлять такую услугу (иначе отстанут от конкурентов).

Исключение составляют только дорогие и эксклюзивные товары, которые больше негде купить, или у конкурирующих магазинов также нет возможности оплаты при получении.

Также необходимо учитывать, что наложенный платеж доступен не во всех городах и не во всех пунктах выдачи, а также есть ограничения по сумме перевода, поэтому нельзя полностью отказаться от других способов оплаты (иначе некоторые покупатели просто не смогут оформить заказ).

Термин "наложенный платеж" использует только Почта России, а у остальных служб доставки данная услуга чаще всего называется просто "оплата за заказ при получении".

Только у почты при работе без договора или с обычным договором плата за перевод оплачивается ОТДЕЛЬНО от суммы наложенного платежа.

Например, товар стоит 1000 руб. и доставка 100 руб. – в бланке наложенного платежа указывается стоимость всего заказа 1100 руб. – эту сумму почта возьмет с получателя и полностью вернет магазину, но помимо этого с покупателя возьмут еще 200 руб. за перевод (точная сумма зависит от тарифов). Т.е. в итоге данный заказ обойдется покупателю в 1300 руб.

У некоторых служб доставки есть услуга ускоренного зачисления наложенного платежа, но за нее необходимо платить дополнительный процент, что еще больше увеличивает итоговую стоимость доставки.
7. Отправления нужно страховать?
Обязательному страхованию подлежат только отправления с наложенным платежом, и некоторые специальные тарифы. А в остальном все зависит от желания отправителя (т.е. можно отправлять, как без страховки, так и со страховкой).

Доставка со страховкой стоит дороже, но зато появляется хоть какая-то гарантия, что при потере или повреждении груза, вернут его полную стоимость (или хотя бы выплатят частичную компенсацию).

Если же груз не застрахован, тогда вернут только сумму, оплаченную за доставку, и возможно, какую-то минимальную ставку на компенсацию потери (зависит от службы доставки).

Грузы теряются довольно редко, поэтому если заказы недорогие, страховкой можно пренебречь. Но если заказы стоят хотя бы по несколько тысяч рублей, тогда страховку все-таки лучше включить.

Процент за страховку рассчитывается от стоимости заказа. Например, в заказе товаров на 1000 руб. и ставка страхования 1%, тогда дополнительно за страховку потребуется заплатить 10 руб.
8. Кто платит за доставку: магазин или покупатель?
Стандартная схема работы – это оплата за доставку отправителем, т.е. оплачивает доставку магазин при сдаче заказа (в офисе службы доставки, курьеру или через банк по договору). Для компенсации своих затрат магазин предварительно берет деньги за доставку с покупателя или включает стоимость доставки в сумму наложенного платежа.

плюсы
- Покупатель при оформлении заказа видит финальную стоимость доставки.
- Если доставка получится очень дорогой, тогда можно будет сразу переоформить ее на другой тариф или отменить заказ.

минусы
- Магазин может потерять на доставке, если рассчитанная предварительно стоимость получится меньше реальной. А если разница слишком большая, потребуется связываться с покупателем по вопросу доплаты или отмены заказа.

Другой вариант – это самостоятельная оплата за доставку покупателем, т.е. магазин просто передает заказ службе доставки с отметкой "оплата за доставку получателем", а покупатель уже на месте разбирается со службой доставки.

плюсы
- Магазин снимает с себя все проблемы, связанные с оплатой доставки.
- Проще по бухгалтерии.

минусы
- Не у всех служб доставки есть такая опция (например, у почты нет).
- Стоимость доставки может получиться дороже из-за специальной надбавки (зависит от службы доставки).
- При вручении может выясниться, что стоимость доставки выше заявленной (бывает во много раз!), и заранее об этом не предупреждают. И хотя магазин здесь ни при чем, но если с покупателя потребуют за доставку очень большую сумму, то это, как минимум, его очень сильно расстроит, что может повлечь за собой потерю лояльности, негативные отзывы, отказ от заказа и т.д.

подробнее о причинах завышения стоимости доставки
9. Какие параметры нужны для расчета доставки?
Основной параметр расчета – это вес. Без веса определить стоимость доставки невозможно.

Также в расчете используются габариты. Особенно важно это для крупных товаров, у которых стоимость доставки определяется именно по их размерам, и без учета габаритов стоимость доставки может получиться сильно заниженной!

Для мелких товаров габариты можно не указывать (на результат они все-равно никак не повлияют).

Если в магазине много товаров, и определить их вес невозможно (например, вес отсутствует в документах поставщика), тогда можно организовать расчет доставки по фиксированному весу, который гарантированно перекроет все заказы. Но работает данная схема только когда в магазине абсолютно все товары мелкие. А если в магазине есть крупные товары, тогда потребуется все-таки заполнить их вес (хотя бы примерно), или полностью отказаться от расчета доставки (иначе или магазин будет терять деньги на доставке, или покупателям будет предоставляться недостоверная информация).
10. Как показать покупателю стоимость доставки в магазине?
Если ваш магазин работает на стандартной системе (битрикс, cs-cart, opencart и т.д.), тогда можно установить модуль интересующей службы доставки и на странице оформления будет автоматически выводиться стоимость – покупателю останется только выбрать подходящий тариф доставки.

А если у интересующей службы нет готового модуля, или ваш магазин разработан на собственной системе, тогда потребуется привлекать разработчиков, которые сделают такой модуль специально для вас. Только необходимо учитывать, что разработка качественного модуля – это сложный, длительный и дорогостоящий процесс, поэтому бывает проще и дешевле сразу выбрать для магазина систему, где такой модуль уже есть.

Вместо модулей разных служб доставки можно использовать сервис расчета eDost – это повышает надежность, увеличивает скорость, упрощает настройку, и для покупателей все службы доставки выводятся в одном интерфейсе.

подробнее о сервисе eDost